Железнодорожная травма

Под железнодорожной травмой следует понимать транспортную травму, причиненную элементами движущегося железнодорожного состава, совокупность повреждений, полученных в результате выпадения из движущегося поезда, а также повреждения тела человека, полученные в результате его динамического контакта с наружными или внутренними элементами поезда, вагона и другими компонентами железнодорожного состава.

Главные признаки железнодорожной травмы

  1. Расположение повреждений на уровне выступающих частей железнодорожного состава.
  2. Загрязнение тела смазочными маслами, части­цами балластного слоя (песок, зола, шлак и др.).
  3. Полосы давления (осаднения) от действия колеса и рельса.
  4. Полосы обтирания (полосовидные загрязнения одежды и тела от действия колес).
  5. Отпечатки выступающих частей железнодорожного транспорта в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, повторяющих форму, очертания, размеры, рельеф и т.д. нанесшей их части подвижного состава.
  6. Массивность, множественность, обширность повреждений.
  7. Террасовидные переломы черепа с обширным повреждением оболочек и тканей мозга.
  8. Переломы и переломы-вывихи шейного отдела позвоночника.
  9. Разрывы диафрагмы, брюшной стенки, промежности со смещени­ем и выпадением внутренних органов.
  10. Разделение тела на части, травматическая ампутация конеч­ностей.
  11. Признаки общего сотрясения тела.
  12. Повреждения, характерные для падения на плоскости или с высоты.
  13. Разрывы одежды от ударов частями железнодорожного транс­порта, воздействия колес или трения вследствие волочения и скольжения.
  14. Деформация металлических частей одежды, предметов и др.

Механизм повреждения, оказываемого колесом рельсового транспорта

Часть тела, которая будет травмирована, лежит на твердой узкой поверхности (рельс). Колесо локомотива и вагона с внутренней стороны заходит за рельс и по диаметру немного больше остальной части колеса (реборда, сделанная специально во избежание бокового схода с рельсов), остальная часть ширины колеса соприкасается с рельсом обычным способом. Колесо с травмируемой частью тела соприкасается первым делом ребордой. В результате направление силы давления идет не только сверху вниз, но и к внутренней кромке рельса. Реборда как бы подминает травмируемый участок. Имеет место также сила трения, передаваемая катящимся колесом травмируемому участку тела. Поскольку ширина контакта весьма небольшая, а давление, оказываемое при этом колесом, огромное по своему значению, характер железнодорожной травмы во многом напоминает действие ножниц. Ширина контакта колеса с участком тела пострадавшего (полоса давления) отчетливо выражена. Она обычно не превышает 8 см. Со стороны головки рельса полоса давления имеет ширину не более 7-8 см. Глубина, как правило, не более 2 мм. В течение суток происходит заметное подсыхание полосы давления, и она приобретает пергаментную плотность, полностью теряет эластичность и делается ломкой. Цвет полосы давления вначале бледно-розово-фиолетовый, переходит в течение суток в темно-буро-коричневый. Края полосы давления четко выражены, имеют вид почти прямой линии. В области полосы давления целостность кожных покровов может быть сохранена. В таких случаях по ходу полосы давления, расположенной на груди или животе, могут наблюдаться разрывы кожи округлой или овальной формы диаметром 5-15 см. Нередко такие разрывы бывают проникающими в полость, что сопровождается выпадением внутренних органов через образовавшиеся раны. Выраженность полос давления во многом зависит от характера одежды пострадавшего. Чем она толще и многослойнее, тем менее выражены полосы давления и наоборот. В проекции полосы давления, как правило, кровоизлияния не выражены, т.к. кровь механически выдавливается в смежные участки. Полосы давления – довольно ценный признак для судмедэкспертизы, так как по ним можно практически безошибочно определить положение тела пострадавшего в момент получения железнодорожной травмы.

Железнодорожные травмы могут быть как с полным, так и неполным разделением тела. При полном разделении тела края разорванной кожи могут образовывать лоскуты треугольной формы, вершины которых смотрят в сторону, противоположную движению. Со стороны головки рельса линия разделения имеет относительно ровные края. При сопоставлении разделенных частей тела со стороны колеса вследствие выброса мягких тканей за счет трения объем повреждений больше, то есть наблюдается дефект ткани, и зоны разделения плотно не сопоставляются. Со стороны рельса края повреждения легко сопоставимы без дефекта ткани. Если смотреть сбоку, то такая картина повреждения напоминает клин, широкое основание которого обращено к колесу (клиновидный дефект).

Как вариант суицида или несчастного случая иного характера разновидностью железнодорожной травмы может стать ампутация головы. При этом травмирующему действию колеса железнодорожного транспорта подвергается шея. Ампутация головы может быть как полной (голова отдельно от туловища), так и неполной (голова связана с туловищем лишь мягкими тканями). В любом случае при таком варианте железнодорожной травмы пострадавшие гибнут сразу.

Варианты положения шеи на рельсе: а) передней поверхностью (лицо и грудь касаются балластного слоя или же шпалы; полосы обтирания при этом образуются на коже верхней части шеи и затылка, а также в подлопаточной области); б) задней поверхностью (голова запрокинута назад, шея выгнута вверх передней поверхностью; полосы обтирания – соответственно, в подбородочной, подчелюстных областях и в надключичных областях; нередко могут возникнуть переломы костей лицевого скелета, особенно нижней челюсти); в) боковой поверхностью (голова свешивается вниз, а шея выгибается вверх боковой поверхностью). При положении жертвы туловищем вне колеи, лицом вниз, голова в момент вдавливания колесного гребня нижним краем нижней челюсти прижимается к внутренней поверхности головки рельса, несколько смещаясь назад и вниз (в силу вращения колеса). В этот момент создаются благоприятные условия к осаднению кожи в области подбородка и подчелюстной области.

Ампутации конечностей при железнодорожной травме всегда сопровождаются наличием полос давления либо на культе, либо на отделенной части конечности. Переломы костей обычно многооскольчатые.

04.04.2011