Автотравма

Под автотравмой следует понимать транспортную травму, причиненную элементами движущегося автомобиля, совокупность повреждений, полученных в результате выпадения из движущегося автомобиля, а также повреждения тела человека, полученные в результате его динамического контакта с наружными или внутренними элементами автомобиля.

Существует огромное разнообразие вариантов автотравмы. Наиболее часто встречаются:

  • наезд (совокупность повреждений тела человека, находящегося вне автомобиля, в результате контакта первого с элементами кузова транспортного средства);
  • травмы, полученные внутри автомобиля (получают водитель и/или пассажиры автомобиля при различных вариантах столкновения его с теми или иными предметами);
  • травмы, полученные в результате выпадения из движущегося автомобиля;
  • травмы, полученные прижатием тела человека кузовом автомобиля к другим неподвижным предметам;
  • комбинированная автотравма (например, сочетание выпадения из автомобиля с последующим наездом/переездом).

Не следует путать такие термины, как автотравма и дорожно-транспортное происшествие (ДТП). ДТП является собирательным понятием, может сопровождаться только повреждением частей автомобиля без причинения телесных повреждений участникам.

Особенности повреждений при различных вариантах автотравм

При столкновении элементов кузова автомобиля с различными участками тела человека характер повреждений будет зависеть от места, в какую область тела человека пришлась основная сила удара. При травме, нанесенной выступающими частями кузова автомобиля (бампером, иногда фарами) в случае, когда человек изначально находился в вертикальном положении, наиболее часто обнаруживаются так называемые «бампер-переломы» нижних конечностей. Повреждаются, главным образом, области нижней трети бедра и голень. Характер перелома: крупнооскольчатый, отломок ромбовидной или клиновидной формы. Его основание находится со стороны приложения травмирующей силы. Тело человека при такой травме либо отбрасывается вперед с последующим ударом и скольжением по дорожному покрытию, либо забрасывается на капот автомобиля. В первом случае на теле обнаруживаются кровоподтеки и/или переломы других костей скелета вследствие удара о дорожное покрытие, а также многочисленные ссадины в местах трения при скольжении о проезжую часть. Обязательно при переломах костей не только их описывать, но и измерять расстояние от подошвенной поверхности с учетом обуви до линии перелома. Мягкие ткани повреждаются в виде кровоподтеков, ссадин или ушибленных ран, которые особенно часто возникают на выступающих частях тела, в первую очередь, на голове (нос, затылочный бугор, скула, подбородок и др.). Повреждаются также задние поверхности локтевых суставов, передняя поверхность коленных суставов, нижняя челюсть.

В случае заброса тела человека на капот помимо переломов костей нижних конечностей вначале происходит переразгибание головы в верхнешейном отделе, из-за чего характерными в данном случае являются кольцеобразные переломы основания черепа. Возможны переломы нижележащих отделов позвоночника. В случае такого характера автотравмы для установления более детальной картины происшествия при вскрытии требуется обязательное исследование структур позвоночника.

Механизм переезда одним и более колесами автомобиля сложен и состоит из нескольких элементов: а) первичный удар колеса (колес) о тело человека; б) перекатывание (переезд) колеса (колес) через тело человека; в) вдавление тела человека колесом (колесами). Если диаметр колеса автомобиля меньше или равен высоте тела лежащего человека, то перекатывание (переезд) исключается. При всех вариантах травмы тела человека колесом (колесами) автомобиля вначале происходит удар колеса (колес) о ту или иную анатомическую область тела, образуя при этом в месте удара кровоподтек. Далее наступает фаза первичного щипка, когда колесо сначала кратковременно трется, а затем подминает под себя участок кожи (образуются две ссадины равные по ширине диаметру колеса: со стороны колеса и со стороны дорожного покрытия), отрывая ее от подлежащих структур тела. Затем, в зависимости от положения тела пострадавшего и от места контакта колеса с ним, формируются глубокие дефекты мягких тканей, вдавленные многооскольчатые переломы подлежащих костей, разрывы и размозжения соответствующих внутренних органов.

При автотравме, полученной внутри движущегося автомобиля, имеет место следующее:

  • контакт с элементами салона автомобиля;
  • общее сотрясение тела;
  • повреждения, нанесенные сдавлением тела между элементами кузова автомобиля.

Наиболее безопасным местом в салоне автомобиля является пассажирское место за водителем, наиболее опасным – переднее пассажирское место. Характер повреждений, которые может получить водитель вследствие автотравмы, напрямую зависит от скорости движения автомобиля непосредственно в момент столкновения. На низких скоростях (не более 25 км/ч) рулевая колонка и ремень безопасности предотвращают сильные повреждения водителя, на более высоких скоростях – становятся их главной причиной. Возможны многочисленные переломы костей грудной клетки и лицевого отдела черепа при их контакте о рулевое колесо, полосовидный кровоподтек и переломы ребер от ремня безопасности, переломы пальцев кисти, локтевых костей из-за того, что водитель держит рулевое колесо, травмы руки при соударении ее о рычаг коробки передач, переломы костей голени, стопы и области голеностопного сустава вследствие сильного удара ног о педали тормоза и сцепления, и контакта колен с элементами салона автомобиля. Кроме того, все пристегнутые пассажиры могут получить так называемые хлыстообразные переломы шейного отдела позвоночника вследствие его чрезмерного сгибания (в момент лобового столкновения) или разгибания (при ударе автомобиля сзади). Непристегнутые водитель и пассажиры получают тяжелые повреждения в результате динамического контакта с элементами салона, пробивают головой лобовое стекло и могут в итоге вылететь через него на дорожное покрытие. У таких пострадавших находят круговые переломы основания черепа и множественные переломы костей свода черепа.

04.04.2011